Коллективное участие в закупках по 223-ФЗ.

В процессе осуществления закупочной деятельности зачастую возникают ситуации, когда реализация каких-либо сложных заказов и исполнение условий договора требует от исполнителя (участника закупки) достаточно обширного спектра профессиональных навыков, которые необходимы для выполнения сложных (уникальных) работ. Если компания (потенциальный участник закупки) небольшая, то её мощности и ресурсы, в том числе кадровые и технологические ограничены. В этом случае несколько компаний могут скооперироваться и принять участие в торгах коллективно как полноценный участник закупки. Такую возможность действующее законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц исключает.
Законодательство о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Закон № 223-ФЗ), в отличие от законодательства о государственных и муниципальных закупках максимально широко определяет понятие «участник закупки».
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком согласно Положению о закупке.
В этой связи Заказчику необходимо обратить внимание на необходимость установления в Положении о закупках и, соответственно, документациях о закупках условия участия в процедурах закупок участников, являющихся группой лиц (коллективными участниками), а также перечень предоставляемых такими участниками документов, и, что очень важно, — порядок определения соответствия таких участников квалификационным требованиями (если такие требования установлены).
Коллективные участники закупок должны соответствовать требованиям, которые заказчик указал в соответствующей документации о закупке. Главное из них – правоспособность каждого члена такого «коллектива участников». Это значит, что каждая организация, вошедшая в состав участника должна иметь необходимые разрешения на работу (допуск, лицензию), иметь необходимое в наличии необходимое оборудование и специалистов, опыт выполнения подобных работ. Оценивая коллективного участника, количественные параметры деятельности заказчиком суммируются. Если же какой-то показатель суммировать нельзя, то он должен быть в наличии хотя бы у одного из участников объединения.
Кроме этого, коллективные участники закупок, объединения юридических лиц, должны согласовать между собой все правовые нюансы отношений, которые должны соответствовать нормам ГК РФ, регулирующие вопросы совместной деятельности нескольких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (например, договор простого товарищества – ст.1041 ГК РФ).
В соглашениях о сотрудничестве (договоре простого товарищества) необходимо:
-определить права и обязанности каждой стороны в рамках участия в процедуре закупке и в рамках исполнения условий договора;
-установить четкое распределение объемов работ, выполняемых каждой организацией, сроков выполнения и стоимости;
-определить организацию-лидера, которая представляет интересы каждой организации, которая входит в состав объединения, и взаимодействует с заказчиком;
-установить субсидиарную ответственность каждого члена организации по обязательствам, связанным с участием в закупке, и/или солидарная ответственность за своевременное и полное исполнение условий контракта;
-предусмотреть, что все операции по выполнению договора в целом, включая расчеты и платежи, будут осуществляться только организацией-лидером, при условии, что заказчика устраивает предложенная схема сотрудничества, в обратном случае заказчик вправе её изменить.
Кроме этого, заказчик в случае предоставления возможности подачи заявки коллективным участником, необходимо предусмотреть требования к содержанию и составу заявки, подаваемой таким участником.
В частности, подаваемая таким участником заявка, должна соответствовать общим требованиям к участникам закупки и составу заявки на участие в закупке, установленным заказчиком в документации о закупке, с учетом следующих дополнительных требований:
— заявка на участие в закупке должна включать сведения, подтверждающие соответствие каждой организации, составляющей коллективного участника, установленным требованиям в части правоспособности, а также нотариально заверенные копии соответствующих лицензий, допусков (если требуются), информацию об опыте и ресурсном обеспечении.
— конкурсная заявка подготавливается и подается лидером от своего имени со ссылкой на то, что он представляет интересы коллективного участника;
— в состав конкурсной заявки дополнительно включается нотариально заверенная копия соглашения между организациями, составляющими коллективного участника;
— конкурсная заявка дополнительно должна включать сведения о распределении обязанностей между организациями, составляющими коллективного участника.
Любая организация может входить в состав только одного коллективного участника. Организация, входящая в состав коллективного участника, не имеет права самостоятельно принимать участие в процедуре закупки в качестве участника или соисполнителя.
Необходимо обратить внимание читателей, что приведенные в данной статье требования к особенностям участия в закупках «коллективного участника» носят рекомендательный характер и заказчик при установлении подобных требований в положении о закупке или в закупочной документации должен руководствоваться и принимать во внимание как особенности и предмет проводимой закупки, так и особенности и специфику закупочной деятельности того или иного заказчика.
Однако, представляется бесспорным, что ясные и подробные требования, изложенные заказчиком в документации о закупке (положении о закупке) к коллективным участникам, позволят в последующем избежать ему возникновения спорных ситуаций, жалоб в контролирующие органы, судебных разбирательств.
В качестве негативной практики применения заказчиком норм Закона № 223-ФЗ, предусматривающей возможность участия коллективных участников можно привести решение УФАС по Свердловской области от 25.02.2014 года по делу № 39 А.
Так, заказчиком при проведении открытого конкурса в п. 2.3.1. раздела 2.3 конкурсной документации установлены следующие требования к Участникам конкурса: участвовать в Конкурсе может любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Привлечение субподрядчиков/соисполнителей/субпоставщиков, участие коллективных Участников (группа лиц, простое товарищество и т.п.) не допускается.
Кроме этого, заказчиком в составе конкурсной документации было установлено требование, согласно которому «…конкурсная комиссия рассматривает как равноценные собственным материально-технические и кадровые ресурсы аффилированного с Участником конкурса предприятия (дочернего либо предприятия-учредителя, акционера), при условии, что аффилированное с Участником предприятие не участвует в данном конкурсе самостоятельно, и в составе Конкурсной заявки предоставлено нотариально заверенное соглашение между Участником и аффилированным с ним предприятием о его согласии о предоставлении Участнику материально-технических ресурсов и/или персонала для выполнения работ, с обязательным указанием необходимых сведений о предоставляемых ресурсах и персонале согласно соответствующим формам конкурсной документации. Кроме того, в составе конкурсной заявки в обязательном порядке предоставляются документы (копия Устава, выписка из ЕГРЮЛ, учредительный договор), подтверждающие факт аффилированности предприятий».
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС Росси выявила несоответствие требований между п. 2.3.1. Конкурсной документации и п. 4.5.2, 4.5.4 Положения, в части установления ограничения для субподрядчиков/соисполнителей/субпоставщиков, участия коллективных Участников (группа лиц, простое товарищество и т.п.), а также признало, установленное заказчиком в конкурсной документации ограничение в отношении коллективных Участников (группа лиц, простое товарищество и т.п.), является ч. 5 ст. 3 Закона о закупках.
Также аналогичная позиция по возможности участия в закупках нескольких участников на стороне одного участника была высказана ФАС России в своем Решении от 21.05.2013 года по делу № Т-74/13.
Как указал ФАС России «Объединение нескольких юридических лиц для совместного участия в торговых процедурах для последующего исполнения соответствующего договора должно служить целью расширения возможностей для развития добросовестной конкуренции и создания перспективы участия в торгах для лиц, в полной мере самостоятельно отвечающих требованиям, предъявляемым Заказчиком к потенциальным участникам закупки.
Форма объединения лиц для участия в закупочных процедурах прямо не определена законодательством Российской Федерации. В тоже время, исходя из прямого толкования положений статьи 3 Закона о закупках, в любой закупке может участвовать несколько юридических лиц на стороне одного участника закупки. Такое совместное участие возможно, в том числе в рамках договора простого товарищества, который регламентируется главой 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1044 ГК РФ при ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества.
С учетом положений пункта 2 статьи 1044 ГК РФ заявка на участие в конкурсе в совокупности от нескольких лиц, действующих на основании договора простого товарищества, может быть подана одним товарищем, действующим от имени остальных участников простого товарищества на основании доверенности, выданной такому товарищу остальными товарищами, а равно может быть подана несколькими
лицами

1 комментарий

комментарий был удален

Оставить комментарий